Молитва «Отче наш»: Текст и толкование — Объяснение молитвы Господней митрополита Вениамина (Федченкова)

Алексей Никифоров, Ученик (15), 1 день назад

Что в ней центральное, объединяющее? И оно потом оказалось таким простым и необходимым, что даже и невозможно думать иначе для верующего человека. В самом деле, задумаемся немного об основном вопросе религии (каких бы то ни было даже): в чём суть веры? – в Боге! Вот очевидный и обязательный ответ. Бог – всё для верующего. Потому и наставлял: “Возлюби Бога Твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всем разумением твоим”. Без остатка. И ещё: “Не можете Богу работать и маммоне”.

99 ОТВЕТОВ:
Иван Ануфриев, Продвинутый (38), 1 день назад


Александр Первый, Эксперт (506), сегодня

Р. Отец… Следовательно, Ты хочешь спасти нас… И можешь.


Мудрец, Ученик (13), сегодня

С. Отец… Если и не хочу делать святое, хочу грешного. Мне приходили мысли, что это преславное имя должно предшествовать каждый раз всем прочим прошениям. Иначе сказать, я опять стою просто пред “Богом”, но уже не “Отцом”. А это совершенно неправильно по существу и может значительно менять дух дальнейших молений. И наоборот, когда я всё время стою в памяти об “Отце” моём и нашем, то это отражается и на тоне моих прошений. А это приводит меня к мысли и чувству, что в Молитве Господней это слово и этот дух (Отечества) окажется главенствующим, господствующим. Приведу для ясности некоторые переживания последних дней на литургии. Или вижу свою беспомощность. Опять обращаюсь к Нему как к Отцу. И снова надежда возвращается в душу: Он поможет! И много-много подобных утешительных надежд входит в моё сознание, когда начинаешь вчувствоваться в это чудное слово. Всего после и не вспомнишь.


Максим Постников, Новичок (9), сегодня

Отче наш, Иже еси на небесех!


Оленька Бусаева, Мастер (212), сегодня

И действительно, наше “я” и неразумно, и даже неприятно. А я думаю”, – нередко говорим мы. Неприятно даже слышать это! Или иные часто начинают свою речь со слова “нет”. Это противоречие другим, самоумие. Но главное, это борьба против самоволия. Вопросов, мыслей, забот у нас множество: всех их не перечесть. И мы уже заранее и вообще просим Его: не по нашей твори воле, а по Своей Божественной! Наша воля – дурная, злая, нерассудительная. Ты един благ! И един – премудр! Этого требует наше прародительское всеобщее падение, которое влечёт и нас к этому же самоволию. Возьмём простой пример – здоровье. Каждому из нас всегда хочется быть здоровым, и это мы считаем благом.


Зайка, Оракул (1187), сегодня

Понятно становится, почему мы не чувствуем от всей души этого чудного слова Молитвы Господней – “Отче” – “Отец”. Мы, может быть, не только ещё не дети, но даже пока и не “рабы” Его, не наёмники, а блуждающие вдали от Отца, ушедшие и отрекшиеся от Него дети, живущие в грехах со свиньями. Знал. И далее Он открыто скажет в Своей молитве о “долгах”. Молитву эту Иисус Христос дал грешникам. Слушали Его грешники. И тем не менее Он назвал Бога Отцом, уча и нас также именно называть Его во все века. И по одному этому мы не смеем отрекаться от данного поучения: Сам Бог так повелел. Как же можно совместить указанное выше покаянное настроение с этим радостным и уповательным именем? Просто. Совсем просто. Как бы грешны ни были мы, но Бог Сам в Себе всегда остаётся Любовью. Бог всегда пребывает к нам в отношении Отечества. Это Его неизменяемое свойство – если только мы добровольно не отречёмся от Него сами – как это случилось с бесами, бывшими ангелами. И если мы прибегаем к Нему, то Он тотчас же обращается к нам стороною Отечества. Это Его свойство. А вторая заключается в Сыне Его Иисусе Христе. Оно тогда ещё не совершилось, когда Господь говорил это. Но уже самое Его пришествие было началом искупления, и Он о будущем мог говорить уже, как о настоящем. Еврейский народ, как и язычники, за грехопадение были лишены отеческой милости. И именовали Бога преимущественно словами “Правосудный Мздовоздаятель”. Но лучше послушаем свое собственное сердце… Вот иной раз (и часто, увы!) читаешь Молитву Господню механически, мертво. Это было, – записал Мотовилов, – в четверток. Поместил он меня на пне только что срубленного им дерева, а сам стал против меня на корточках. Господь открыл мне, – сказал великий старец, – что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чём состоит цель жизни христианской, и у многих великих особ вы о том неоднократно спрашивали. Но никто, – продолжают о. Серафим, – не сказал вам о том определённо. Так-то, ваше боголюбие. Как же стяжание? Серафима. – Я что-то этого не понимаю. Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег, а у дворян сверх того – получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Батюшка, – сказал я, – вот вы всё изволите говорить о стяжании благодати Духа Святаго как о цели христианской жизни: но как же и где я могу её видеть? Вспомните Преображение Господне на горе Фаворе. Каким же образом, – спросил я батюшку о. Серафима, -узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святаго? Всё-таки я не понимаю, почему я могу быть твёрдо уверенным, что я – в Духе Божием. Как мне самому в себе распознать истинное Его явление? Я уже, ваше боголюбие, сказывал вам, что это очень просто, и подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его явление в нас… Что же вам, батюшка, надобно?


Александр Первый, Эксперт (506), сегодня

Но в слове “Отец” заключено всё последующее. Д. Иногда от этого слова “Отец” глубже сознаёшь свою греховность. Не разберусь даже: почему это? Может быть, стыдно оттого, что огорчаешь Отца Милостивого?.. Л. Отец… Как я недостоин… Но всё же – прости! П. Но всё же сказано на литургии перед Молитвой Господней: “И сподоби… Владыко, со дерзновением, неосужденно смети (осмелиться) призывати”.


Надежда Белявская, Новичок (2), сегодня

Я сообщу здесь о двух случаях нашего недавнего прошлого. Одна преданная старцу особа, жившая вблизи пустыни, поддалась помыслу, что ей вовсе не к чему жить около о. Иосифа. И пошла к нему в последний раз, чтобы проститься. И только что она хотела сказать ему об этом, как поразилась видом старца: “Из его глаз лились потоки лучей”. Она слушала с глубоким вниманием. После я спросил её: – Какие впечатления остались в душе твоей? Она сначала стеснялась высказаться, а потом ,по просьбе моей, ответила: – Утешительно! А не подаёт ли мое объяснение повода к мысли: ну-де Бог милостив – можно и грешить: Он всё простит? Не-ет! И сокрушение в душе остаётся. Я весьма порадовался такому восприятию: значит, я не перегнул ни в какую сторону. Но всё же сам стою и хочу стоять на милости Божией.


Зенкевич Петр, Новичок (4), сегодня

Ум и сердце всё вращаются ещё около “Отца нашего”.


fedorovsky, Продвинутый (94), сегодня

Первые три прошения, а также воззвание к Отцу Небесному, можно назвать небесной частью молитвы. В четвёртом прошении излагается прошение прямо о земном, не только в смысле действия, но и предмете прошения: о хлебе земном. Правда есть толкование о том, что под хлебом можно разуметь духовное питание, т.е. Святое Причащение Тела и Крови Христовых. Иисус же сказал им (евреям): Я есмь хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда” (Ин. 6, 32—35). Возроптали” на Него иудеи за то, что Он сказал: “Я есмь хлеб, сшедший с небес”. Но Господь снова повторил им: “Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.


Дарья Петрович, Продвинутый (45), сегодня

И все дни нашей жизни мы должны посвящать исканию благодатного Царства.


Владимир Займур, Мастер (220), сегодня

Также святые отцы не советуют верить видениям, снам, святошам, мнимым пророкам и прочему. Осторожность здесь будет только благословлена Богом, ибо она проистекает не из недоверия к божественным вещам, а именно из обратного: как бы не ошибиться? Не нужно и метать жребий о чём бы то ни было. Вот один из верных способов познать волю Божию: мир на сердце. Если его нет, то усумнись в предпринимаемом деле и в сомнении воздержись, советует св. Афанасий Великий. Но всё это уже подробности, а Спаситель в Своей молитве указал нам существенное. Впрочем, святые отцы по опыту дают добрые советы. Однажды старцы пришли к Антонию Великому. Он спросил их: чего они достигли за многие годы подвига. Один говорил о необыкновенной молитве, другой о творении чудес, третий о видении ангелов. Св. Антоний сказал им: “Не великое дело творить чудеса, не великое дело видеть ангелов, великое дело – видеть свои грехи”. А о грехах – в пятом прошении. И Церковь на Пасху воспевает Ему (на 9-й песни): “О! Пасха велия и священнейшая, Христе! О, мудросте, и Остове Божий, и Сило! Подавай нам истее (истинное: ибо всё земное – ещё не истинное, не настоящее, а лишь тень будущего!) причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего”.


Oksana Golovataya, Продвинутый (76), сегодня

Бог – воистину Отец наш! На сём стою! Это – моё упование! Это надежда для меня, грешного! Это моё утешение! И ещё пришло мне на ум. Это имя Отца не случайно обронено было лишь в одном месте Молитвы Господней. Потому не так удивительно было для слушателей, что этим же именем повелел Иисус Христос называть Бога и в молитве. Вообще, всё Евангелие полно этим именно словом: Отец. Это и есть плод искупления Христова. Он дал нам право так именовать Бога. Ничего подобного мы не видим не только у язычников в их религиозных книгах, но даже и у евреев в Ветхозаветном Писании. Потому никакой христианин не должен отказываться от этого святого слова: в нём – христианство, в нём – Евангелие. Нехорошо и излишнее смирение, если бы молились иначе, а не слушались Господа. Хорошо смиряться в душе, считая себя “недостойным именоваться сыном”, но всё же должно именовать Бога: “Отче!.. Ещё мне хочется сделать несколько выписок из творений святых отцов по этому предмету. Некто спросил у преподобного Серафима Саровского: чего больше у Бога – “правды или любви”? По причине одного лишь умиления (сокрушения), выраженного сыном, отец выбежал к нему навстречу, заключил его в объятия и предоставил ему прежнее достоинство. Или вот слова другого святого отца, Ефрема Сирина, этого чудного проповедника слёзного сокрушения о грехах наших и надежды на милосердие Божие за покаяние. В “Слове о правде и благости Божией” он пишет так: “Хвала благости Твоей, которою хвалятся разумные: потому что, и утратив всё, могут ею всё возвратить! Хвала Тому, Кто двумя средствами действует на бесстыдных – и милующими щедротами и жестокими ударами, чтобы страхом удерживать того, кто от щедрот любви Божией делается еще более дерзким в грехах. Слушайте и утешайтесь: хотя и страшна карающая правда, но, если человек кается, одна капля слёз уничтожает рукописание долгов. И в другом месте говорит он же: “Не упадай духом, душа, не скорби. Не произноси над собою решительного суда по множеству грехов. Не привлекай на себя огня, не говори: отринул меня Господь от лица Своего. Богу не угодны такие слова! Разве – кто пал, тот не может восстать?.. Я уже говорил, что Спаситель дал эту молитву и для грешников. Не сказано: малые или великие грехи. Всякие: следовательно, и большие. Одно лишь условие прежде всего требуется: сознавать себя грешником, или – что то же самое, – так или иначе каяться.


Мания Ивановна, Оракул (1747), сегодня

Но наш маленький ум может сказать: “Это трудно!” Конечно, нелегко! И Сам Иисус Христос назвал Своё учение “бременем” и сравнил с игом на шее волов. Но Он же назвал это “иго” – благим, добрым, а “бремя” – лёгким (Мф. II, 30). А Он уж несомненно знал, что говорил. Но приведу два-три примера из жизни. По совету одного старца, человека святой жизни, мне пришлось много лет устраивать одного несчастного человека. Легко ли было это всё ему? Да ещё при его трудном характере, при его самолюбии и нищете? И я на пути к старцу уже несколько раз раздражился на него и ссорился с ним. А он от этого ещё больше сердился. И так у нас с ним продолжалось до того, пока я и совсем не выходил из терпения. Вот тогда он точно рад был этому, что довёл меня до крайней степени, и даже стихал с улыбкой! Подошли мы к келлии… Встретив старца (а сей несчастный в это время счищал ещё снег в сенях), я прежде всего сказал ему: “Батюшка! Скажи ему эти слова я, он бы ещё больше расстроился. Пред старцем он покорно молчал. А я, глядя на эту картину, думают: вот укрощение зверей! Достойно примечания, что я, по указанию старца, нашел безрукого далеко от Москвы, в Курске, в малюсенькой хатке у нищей старушки. У неё была внучка Надя, лет 5—6, смиреннейшее, молчаливое существо, ангельской кротости. Потолок был настолько низок, что безрукий должен был сгибать голову при вставании. Да, всякое добро трудно! Через 11 лет за него вышла замуж работница, лет тридцати. А вы знаете его характер?” -предупредительно спрашиваю её. “Знаю. Мне жалко его: всем он лишний!” Повенчались. Я был приглашен на обед. “Ну как?” – спрашиваю её, когда он зачем-то вышел в сени. “Сбесится он, а я молчу – он и стихнет”. Боже, какие ещё добрые люди были… Да и есть. Вот другой случай. Летом, в будни, медленно зазвонили во второй колокол. А там стоит гроб. Вокруг него детишки, человек пять, мал-мала меньше. Самой маленькой было, вероятно, годика полтора, а старшему лет 9—10. Оказалось, от первой жены осталось трое, да от второй двое (или наоборот). А батюшка ещё не приходил в церковь. Константин сначала молчал, вероятно стыдясь, что может расплакаться, а мужчины это считают для себя непозволительным. Наконец собрался с силами и с трудом сказал одно лишь слово: “Тяжко!”. У матери был единственный любимый сын. Его (правда, не без основания) расстреляли. Когда она узнала об этом, то только фонарный столб удержал её, иначе бы она упала на землю. Немного отдохнув, она после стала читать всю Библию. И из неё увидела, что Промысел Божий есть и над государствами и над отдельными людьми. А есть и поразительные случаи упования на Божию волю. Расскажу опять два-три случая. Прежде всего посмотрим на пример Самого Господа Иисуса Христа. Казалось бы, тут-то и можно было мучиться. И распинают, и гвозди вбивают: Он всё воспринимает. Самое страшное для человека – это оставленность его Источником жизни и блаженства -Богом. Оставленность же Богом была совсем не в том, что Христос мучился телесно на кресте, это испытывали и мученики, да еще “радовались” при этом. Да и сколько Его мучили! Ещё вспоминается из жизни св. мученика Феодора следующее обстоятельство. Да и много бы других примеров можно привести и из нашей обыкновенной жизни, что трудно бывает расстаться с любимыми нами людьми, например, матерям с детьми. Бывали случаи, что лишившаяся детей мать кончала даже самоубийством. Он уже решился на это, предав все Богу Отцу. Этим и объясняется Его дивное спокойствие при страданиях. Но перед самым концом Его Отец Небесный дал испытать ещё более сильное страдание – богооставленность. Припомним затем мучеников. Церковь ежедневно (т.н. “мученичны” в первом каноне) вспоминает в своих службах. Почему? Потому что на любовь Христову они хотели отвечать любовью же, на Его страдания за нас – своими мучениями. Да и другие подвижники, в сущности, всю жизнь свою несли подвиги страдания, духовное мученичество. И это даёт живость в вере, и молитве, и спасении. Между тем, всё это неразделимо. Первое прошение: “Да святится имя Твое”1Святитель Иоанн Златоуст. Да святится имя Твое”, – говорит в молитве усыновлённый Богу по благодати. Пусть никто не имеет безрассудной мысли, будто Богу даруется прибавление святыни словами: да святится имя Твое. Он – свят и всесвят и святее всех святых. Святитель Тихон Задонский. Да святится имя”, т.е. да славится имя Твое, глаголет Златоуст. Сие значит, чтобы мы ничего иного, как только славы Божией не искали. Святитель Феофан Затворник. Вторая мысль в словах “да святится” есть – да благоговейно чтится. Ибо что свято, то окружаем мы всяким почтением, пред тем всегда благоговенствуем, к тому относимся с должным страхом. Пока он есть, душа бывает полна несокрушимою силою против всякого греха и на всякое добро. Поелику таким образом он есть первое в духовной жизни, то о нём и первая молитва. Святитель Иоанн Златоуст. Да святится” значит – да прославится. Т.е. сподоби нас так чисто жить, чтоб чрез нас все Тебя славили, пред всеми являть жизнь столь неукоризненную, чтобы каждый из видящих оную возносил хвалу Владыке. Это есть признак совершенной мудрости. Святитель Тихон Задонский. Сего сами мы, без Божией благодати, чинить не можем; того ради просим Небесного Отца, да тое милостиво нам подаст. Отсюда примечается немощь наша, что мы без Бога никакого добра не можем творить, якоже глаголет Христос: без Мене не можете творити ничесоже. Аще просим, дабы святилося и славилося имя Божие, то не должно нам нашему имени славы искать от дел добрых.


Зенкевич Петр, Новичок (4), сегодня

В данной статье Вы найдёте всю информацию, касающуюся православной молитвы “Отче наш”: оригинальный текст и подробный разбор его сакрального смысла.


Женебек, Мастер (198), сегодня

Потом пошёл к старцу и о.Павел. Ничего подобного я не ожидал, а потому так был поражён, что решительно забыл все вопросы. Исповедать меня отказался, по болезни своей… Я не мог оторваться от столь чудного видения. Всё вышесказанное передаю как чистую истину, нет здесь и тени преувеличения или выдумки, что свидетельствую именем Божиим и своей иерейской совестью” (Житие, с. 148—152). Последний старец перед переворотом был о.Нектарий. Я имел счастье быть у него. Он произвел на меня прекрасное впечатление. Между прочим, по его повелению один художник – академик -рисовал икону Преображения Господня. И увидев на рисунке тени, сказал ему: “При Фаворском свете теней не бывает”. Следовательно, ему это было известно по опыту! Никому иному такая мысль не пришла бы и в голову! Или, как сказано у евангелиста Луки: “Рассечет его и подвергнет его одной участи с неверными” (Лк. 12, 46). Это уже совершилось над бесами. В нас Царствие Божие пребывает ещё в более низших ступенях. Здесь я остановлюсь на одной молитве, которая читается перед разрешительной молитвой кающемуся. В ней говорится: “Господи Боже спасения рабов Твоих”, прости грех кающегося; а далее: “Примири и соедини его святой Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем”. И думаем ли мы об этом?.. Кажется, нет!.. Но зато нас утешает то, что исповедью и прощением грехов Христос – или Бог (Отец) ради Христа – снова примиряет и воссоединяет нас с Церковью. А Церковь есть благодатное общество, или Тело Христово, в коей все – от Духа Святого. Церковь есть Царствие Божие, имеющая две части: земную и небесную, которые разлагаются (разделяются) лишь по жизни и по степени совершенства, но по существу – одна и та же Церковь. Потому и в наших храмах пишутся изображения святых во главе с Господом Иисусом Христом и Божией Матерью. Вот – Святое Причащение есть тоже явление Царства Божия, если мы достойно причащаемся. В 3-й молитве мы просим: “Всего мя спригвозди страху Твоему”. И тот иерей, по вине которого сии остаются непричащенными, “смертне согрешает” и подлежит строгому осуждению. Но если это не зависит от священника, то вина с него снимается; и то лучше исповедаться у духовника. Желание же умирающего причаститься, говорит преподобный Серафим Саровский, вменится Господом за самое причащение. Не будем уже много говорить о небесных дарах из Царства Божия, как цветы из рая, плоды из райских садов, о многократных видениях из Царства Божия, – о чём часто повествуется в житиях святых. Одна семья находилась в крайнем положении краха: имущество их должно было пойти с торгов. Хозяин даже думают о самоубийстве. А внука дедушка (по матери) просил у родителей отдать ему для усыновления и воспитания. Мать легла отдохнуть на кровать… Вдруг она слышит, как кто-то вошёл в столовую. Она встала и вдруг видит, как там стоит давно умершая знакомая им старушка Прасковья Дмитриевна Левашова. Не успев ещё как следует одуматься, хозяйка мгновенно спросила: – Прасковья Дмитриевна! И она растаяла, – так закончила рассказчица о своем видении. С.Н., узнав о таком откровении, нимало не усомнившись, немедленно уехал в Санкт-Петербург к Н. Левашову. Это мне даёт жизнь и поддержку. Иные скажут: молись, и Господь откроет тебе волю Свою. И это хорошо. Такое царство – совсем не Божие, а человеческое, земное. Но это – совсем не Царство Божие. Это царство человеческое, земное, только – благополучное и благочестивое. Отсюда уже ясно, что такое царство – не Божие, а наше, человеческое, земное. Собственно, это верно. Но остаётся непонятным: каково же содержание этого понятия – “Небесное”? Правда, оно противополагается “земному” царству – и это хорошо уже. Но нам хочется знать: какое же отношение оно имеет к Богу? Вот эту неясность и нужно вскрыть. Я был ректором в семинарии в Твери. Меня пригласили служить в одном приходском храме. Он был всюду расписан. А вверху под куполом изображена была в картинах Молитва Господня. Смотрю я на прошение “Да приидет Царствие Твое” и с радостным удивлением вижу, как сверху, с неба, спускается Дух Святой в виде голубя (как Он явился при крещении Спасителя). Вот – удивился я – как понималось “Царствие Божие”! И как это наши батюшки и домашние живописцы выбрали такие оригиналы для копирования в храме! Другой факт – всецерковного значения. На 2-й неделе Великого поста наша Православная Церковь чтит память св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (г. Солунь). Св. Григорий собственно действовал в XIV веке, следовательно, служба ему вошла в круг Постной Триоди уже поздно. И вот какая тому была причина. На Афоне некоторые подвижники видели особый свет над головами и считали его не земным естественным светом, а – небесным, присносущным, благодатным, божественным. Противником такого воззрения был монах (впоследствии католический епископ) Варлаам Калабрийский. Вот против него за подвижников выступил иночествующий св. Григорий Палама. Чтобы обличить Варлаама, защитники света ссылались на свет, в котором Господь явился во время Преображения на горе Фавор, потому и свет именовался “Фаворским”. После долгих споров и четырех Поместных Соборов, восторжествовало это православное учение. 2) о способе его познания. Поэтому св. Григорий Палама именуется в богослужении “проповедником благодати”. Естественно вызывается вопрос: почему Церковь постановила праздновать службу ему во 2-ю неделю Великого поста и как раз в последующее воскресение после “Торжества Православия”? Нужно думать, что это сделано не случайно. Бог соединился с человеком: во Христе – по существу, а с людьми – по благодати. И по содержанию, по существу, и по познанию, по откровению. Для ответа на это вот мы и должны обратиться к Фаворскому свету, явившемуся во время Преображения Господня. Перед этим было исповедание Божества Иисуса Христа, а после этого Он открыл ученикам о кресте – как Своем, так и общехристианском (Мф. 16, 21-27). В наше время и мы, все христиане, этим живём. Это не требует доказательства текстами, как всем нам известно. Разница лишь в том, что у евангелистов Марка и Луки употребляется слово Царство с прибавлением – “Божие”, тогда как у Матфея прибавляется слово “Небесное”. Если же Царство Божие – не земное, – что же оно? Это человеку, духовно неопытному, трудно понять, потому что не с чем поставить его в сравнение, в аналогию. Например, сладкая пища, отличное питание и даже мир в душе и радость земная, кажется, могли бы быть аналогией для Царства Божия. Но апостол Павел прямо говорит, что Царство Божие – “не пища и питие”. А что же? “Праведность, и мир, и радость”. Какие? Опять не земные, но “во Святом Духе” (Рим. 14, 17). Это ещё мудрее, и неопытному – непостижимее! Следовательно, это “Отца Моего” – то же, что “Царство Божие”, не земное, а Божественное, присносущное, сверхъестественное. Но и это не уясняет нам содержания понятия “Царства Божия”. Пока мы негативным (отрицательным) путём пришли к тому, что не есть Царство Божие. Царствие Божие, говорит св. Григорий Палама, не создано. Тварь вся создана, есть сотворена, а Царство Божие – не создано, присносущно, как сущее в Боге, как неотъемлемое от Него, как свет и тепло – неотъемлемы от солнца. А. Прежде всего условимся в мыслях, что это Царство действительно есть, истинно существует. Бог есть. И следовательно, Его Царство с Ним существует. Б. В чём же оно состоит? В. В чём же состоит это многообразие, мы не вполне можем сказать – это нам неизвестно, – но лишь отчасти. Г. Только нам открыто, что оно – необычайно блаженно! Что же именно открыто? И можем ли мы, обыкновенные христиане, постигать это? “Отчасти” можем. Иногда и нашей душе ниспосылается переживать такое духовное состояние, что с ним не может сравниться никакое земное счастье. Преподобный Макарий Великий говорит, что в такое время человек ничего бы не хотел, как только сидеть в углу пещеры и утешаться таким духовным наслаждением. Это знакомо отчасти и нам по опыту: тогда всё земное кажется почти несуществующим. Но это лишь начало. А что же нужно бы сказать о высшем состоянии, какого достигнут – и даже достигают – угодники Божии ещё здесь на земле?! Но после он открыл это в беседе своей в лесу с Н.А. Мотовиловым. И я считаю за лучшее сделать краткие выписки оттуда. Это просто немыслимо! Конечно, не всякому и не всегда под силу сказать: да будет воля Твоя, Господи! Приходилось даже читать у подвижников, что это возможно лишь святым. Этого одного хотел он! Он не просил даже прощения себе грехов, ничего не просил, одно лишь хотел: пусть будет воля Божия! Конечно, такие люди исключительнейшие, но это возможно. А когда начну раздумывать, то нередко и ошибаюсь”. Затем сердце согрелось и и сполнилось веры. Кончилось же полным упованием: всё кончится ко благу! А через две недели – так и случилось. Значит не одним святым возможно это, но и другим, обычным. Так оно и есть. Конечно, Господь всегда творит волю Свою, если мы хоть не противимся Ему. Но в обычном порядке Он не хочет нарушать нашей свободы, а ждёт сначала нашего согласия. Потому и наставлял: “Возлюби Бога Твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всем разумением твоим”. Без остатка. И ещё: “Не можете Богу работать и маммоне”. И доселе можно часто наталкиваться на подобное умозрение у верующих. Можно выразиться еще иначе: характер Молитвы Господней – духовный. В дополнение же к этому мне хочется оттенить ещё одно душевное настроение, которое должно пребывать в нашем сердце при чтении этой молитвы – настроение надежды. Ведь Бог только того и желает, чтобы давать, святить, спасать, избавлять нас! И притом Он все это делает Сам, нам же остается лишь просить Его, молиться!.. Так мало!.. Так легко!.. И даже от грешника не требуется в молитве ни подвигов особых, ни усиленной собственной борьбы, а лишь просить: оставь, прости, покрой!!! Разве одно лишь ставится условие – “как и мы прощаем”. А в прочих прошениях не ставится уже никаких наших дел. Только молись, только проси! И Он все устроит… Даже и о “хлебе” позволено молиться, хотя и совсем не высоко это для верующего. Не забудем по одному уже тому, что о всеобщности молитвы мало кто из нас думал и думает. Многие же просто впервые слышат об этом. Было и бывает часто это забвение и с нами недостойными. Нет, дорогие братья, это не так! Не для огорчения дана нам эта молитва, а для успокоения, и мира, и радости ещё здесь, на земле. Не забыты мы с нашими нуждами. Но вопрос лишь в том, какой путь удовлетворения их? какой выход из скорбей наших? И ответ на это даётся в Молитве Господней. Правда, этот ответ не таков, к какому мы привыкли – ответ особенный, Божественный, премудрый, поразительно простой при своей глубине. Но ответ есть. Но если бы мы следовали ему, то насколько бы легче разрешались и все “мировые”, общественные вопросы! Правда, ответ этот – возвышенный, ибо Божественный, ответ идеальный, как и вся молитва, но он дан. И ответ этот – посильный для людей, как и всё Христово учение.


Надежда Белявская, Новичок (2), сегодня

Какое утешительное обетование дал нам Христос Господь! Даже и от единой Церкви подразделились части, и все делятся больше и больше… Бедное человечество! Но это всё слишком покажется “возвышенным”? Отныне никто не чужой мне, и я никому. Уже нет “я”, а есть “мы”. Достойно примечания это сознание единства в русском простом народе. Не результат ли это христианского воспитания Церкви? Но когда “любим врагов”, “молимся за обижающих нас”, вот тогда только мы начинаем любить по-настоящему. И наоборот: Господь очень любит, когда мы не за себя лишь молимся, но и за других. Больше того: если мы хотим выбросить из сердца своего яд злобы к “врагу” нашему, то нужно молиться за него. И почти в то же самое время, и уже во всяком случае скоро, мы увидим, как вражда исчезает. Но молись искренно. А если нет расположения в сердце, то принудь себя насильно поминать его, и то будет для Бога угодно, а для тебя довольно. Дальнейшее Сам Бог даст: ты лишь начни, что можешь. Истинная же любовь жертвенна: она хочет добра для другого, а не для себя, от себя же отказывается. Да, истинная любовь – дело очень высокое!


fedorovsky, Продвинутый (94), сегодня

Ведь Он – Отец мне! А не -Судья, постоянно карающий. Пойду же к Нему с детским доверием, хоть и грешен… Ты – Отец: прими, не отвергай! Ты щадил меня и в грехе. Почему? Так неужели, когда я возвращаюсь к Тебе с покаянием, когда я обращаюсь к Тебе с молитвою, когда я для ободрения и надежды на моё от Тебя спасение называю Тебя Отцом, Ты отвернёшься от меня?.. Потому уповаю, надеюсь… И в надежде радостной даже плачу утешительными слезами – так дитя плачет в коленях матери!.. И Ты приемлешь. А если Ты пошлёшь мне временно и скорби – и их принимаю. Как хорошо, как блаженно надеяться на Отца! Но тут же вспоминается, как многократно эта самая надежда на “Милостивого” была дурно использована моей слабой душой. “О, Бог милостив! И снова впадаешь в грехи… Может быть, и у других так же бывало иногда? Что же? Или то не правда, что Он Отец? Нет, святая истина! Но я так греховен и слаб, что даже истину превращаю в ложь, свет во тьму… Оказывается, и надежда на Отца опасна мне… И тогда снова в мысли встает понятие “Праведного”, “Судии”.


Эльдар, Оракул (1649), сегодня

Отец… И тотчас Бог открывается прежде всего как Любовь… Бог любит людей… Значит, и меня носит в Своей любви… Как блаженно это чувство!..


Максим Постников, Новичок (9), сегодня

Необыкновенную радость во всём моём сердце. Что же вы ещё чувствуете, ваше боголюбие? Как, батюшка, теплоту? Нет, – отвечал я, – на земле нет ничего подобного этому благоуханию. И сам я, батюшка, знаю это точно, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас: так ли вы это чувствуете. На этом мы и окончим выписки из “Откровения о цели христианской жизни” преподобного Серафима Саровского. Об этом Царстве мы и молимся во втором прошении Молитвы Господней. Воистину, оно есть “не от мира сего”, а от Бога. Но хотя Царство Божие, по существу своему, “не от мира сего”, однако все мы живём в сем земном царстве. Непостижимо это нам вполне! Падение совершилось прежде в диаволе, а он потом соблазнил на это же и прародителей. Падение же состояло в непослушании человека Богу – воле Божией, и в самоволии его, в самости, хотя и по соблазну от врага, который согрешил первый. Поэтому Господь Иисус Христос, когда книжник назвал Его “Учителем Благим”, считая Его обычным человеком, сказал ему: “Зачем ты называешь Меня (как человека) благим? Христос был “послушлив” уже в самом воплощении, но закончилось оно на Голгофе крестом. Если возможно, – говорил Он, – пронеси чашу (будущих, конечно) страданий на кресте. Во всём этом требуется от нас послушание. От всех нас требуется подчинение духовенству – послушание. Но особенно это можно наблюдать в монастырях, этих спасительных пристанях! Как известно, от монашествующих требуется три обещания при постриге: послушание, целомудрие и нестяжание.Но из них главное – послушание. И в духовной жизни требуется вообще отречение от своего мнения. Всему мати (причина) – мнение; мнение – второе (после Адама) падение”, – говорили отцы. Даже одно слово, когда человек говорит о себе, является грехом.


Маруся, Оракул (901), сегодня

О, сколько тому примеров в нашей жизни! Иной раз кажется, что события наши складываются неожиданно, будто бы случайно для нас, и только после открывается, что они для нас спасительны! И тогда невольно скажешь: слава Богу! И будешь веровать сильнее в благой Промысел Его. И станешь больше надеяться на Его волю! И чем дальше, тем больше!


Кирилл Островский, Эксперт (360), сегодня

Так и святые люди: пребывают и в страхе, но и в надежде на милосердие Отца Небесного. Даже не должно называть это чувство “страхом”, а скорее благоговением. Их страх – от святой высоты, а наш – от нашей низости; это два разных по качеству страха. И верю, что такое покаянное православное настроение угоднее Богу Отцу, чем дерзкое напоминание Ему о своем сыновстве и Его Отечестве.


Амелия, Мастер (201), сегодня

И притом думаем об этом умом земным, падшим, искажённым, следовательно, неверно. Нужно просить Бога! Молиться Ему, чтобы Он Сам руководил и земной нашей жизнью, как руководит и небесной, – ангелами, святыми и вообще всем на небе, в мире нами невидимом. У людей обычно так не бывает, а у Бога так есть всегда. Почему? Потому что изгнанный Адам всё же, хоть оправдывался, но тем самым и сознавал свою вину, т.е. проявил этим некое покаяние, которое давало надежду и на лучшее. А диавол, говоривший через змия, ничего подобного не показал, даже и вообще ничего не говорил; и Бог с ним ничего не проговорил, ибо знал его полную нераскаянность… Страшно это сказать! Нам вообще было неприемлемо протестантское учение о “легком” спасении “верою”. Известно, что самою распространенною молитвою в православном богослужении являются два слова: “Господи, помилуй!” – Будь милосерд! Боже, милостив буди мне грешному!” (слова мытаря). И вообще покаянные молитвы в частности, Давидовы псалмы, занимают весьма значительное место в приготовительных частях наших служб: на вечерни, на утрени, на часах, на домашних молитвах. Но ее немощные, слабые дети и доселе неспособны подниматься до такой высоты. Отчего всё это так сокрушенно и грустно? Наша греховность, личное наше несовершенство не позволяет подниматься каждому из нас (за малыми исключениями) на высоту благонадежного торжества, а снижает нас всегда на покаянные просьбы. И от этого, а не от случайного или ошибочного воспитания в семье, школе и обществе и даже в Церкви, мы мало чувствуем это дорогое слово “Отец”. И ангелы от страха закрывают свои лица пред величеством Творца.


Петровна, Ученик (27), сегодня

Вот каких благих последствий лишаемся мы, когда представляем Бога где-то далеко. Тогда вера наша как бы тоже уходит вдаль, остывает. И наоборот, когда мы зрим Его “близ” себя, тогда всё оживает… Посему я и сказал, что не вполне благоразумны наши детские представления о “небесности” Божией, как об отдалённости. Но несмотря на это наше несовершенство. Спаситель всё же благоволил научить нас в Молитве Господней именовать Бога “Небесным”. Но только не должно отдалять Его настолько, чтобы погасла самая вера и живость ощущения Его: Бог премирен, но и близок. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий” (Кол. 3, 1-15). И дальше: “Жены, повинуйтесь мужьям… Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны… Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Это особенно интересно по сравнению с колоссянами. Они (по-видимому, под влиянием гностических фантазий) занимались рассуждениями о выспренних предметах, о степенях ангелов, об отношении их ко Христу (учение об эонах). Апостол же говорит им, что действительно всё сосредоточено во Христе одном, о Котором и подобает помышлять. Христос же вознесся на небо – о небесном, а не о земном и подобает помышлять христианину, бросив всякую “пустую философию”.


Исак Абель, Эксперт (722), сегодня

С подобной целью это лицо обратилось и ко мне, как представителю Православной Церкви, с просьбой дать какое-либо авторитетное толкование Молитвы Господней. У нас есть краткое истолкование ее в катехизисе, но этого было недостаточно: нужно было более обширное и отвечающее современному состоянию умов и душ читателей. Есть толкование у епископа Игнатия (Брянчанинова), но оно является слишком возвышенно-аскетическим, не под силу обычному верующему. Есть на английском языке толкование Иоанна Кассиана Римлянина (православного), коим пользовался и епископ Игнатий; но и его толкования аскетичны. Поэтому я и дерзнул записать то, что мне приходилось читать и переживать. Бог да поможет и мне и читателям получить от этого пользу.


Иван Блинов, Продвинутый (53), сегодня

На этом стоит наша вера в Промысел Божий. И нам следовало бы вверять Ему всю нашу жизнь. Этому и учит нас Христос Господь: не пекитесь о том, что нам есть или что пить, так поступают и безбожники! А вы живите без этой мучительной заботы, надейтесь на Промыслителя! Пример? Посмотрите на птичек: они не садят, не собирают в житницы, а Господь питает их. Или взгляните на лилии: не трудятся, не прядут, но посмотрите, какая в них красота! Какой дивный запах! Сам роскошный Соломон не одевался так прекрасно, как любая из них! А вы съедаете себя тысячами забот. Бедные! Отложите всё это на Отца вашего. Он даже прежде вашего прошения знает о всех ваших нуждах (ср. Мф. 6, 25—32). Разве не даст? Не может этого быть! Если земной отец даёт хлеб детям, просящим у него, то неужели Господь не даст благ людям? Просите и дастся! Какое утешительное обетование дал нам Христос Господь!


Аннушка, Продвинутый (50), сегодня

Из этого величайшего в мире события мы научаемся, что Бог и в добре требует сначала нашего согласия. И со святыми Он поступает так же. И никого не неволит. Если же мы заранее всё предаем в Его волю, то Он уже всё творит как нам спасительно. И этот путь для нас самый прекрасный и верный. Если же мы хотим, несмотря на Божие призвание нас, делать что-нибудь по своей воле, то Он и этому не противится, а попускает. Однако и тогда Он Своим благим Промыслом поправляет наши ошибки и самое зло направляет к благим последствиям.


Амелия, Мастер (201), сегодня

Все лелеют эту мечту. Все страдают от борьбы. И то ненадолго (Деян., гл. 2 и 4). Однако в мире нет иного места и иного пути к объединению, как через Церковь во Святом Духе. Все прочие попытки были и будут тщетными. И то с каким трудом! И отлетел от Нее Архангел. В-третьих – она общая для разных Церквей. А в четвертых – и это самое важное – в этой молитве Господь указал человечеству на содержание наших молитв – как и о чем нужно молиться. Никто уже не осмелится возражать по этому вопросу, ибо Сам Богочеловек дал такую, а не иную молитву. Так и должно молиться. Для меня и это имя прежде было весьма бледным, не затрагивало сердечных моих чувств и не возбуждало особых мыслей. Первое, что приходило в душу от этого слова, было как бы пространственное восприятие Бога мною: произнося его, я точно отрывался умственно от земли и… уносился далеко-далеко в “небеса”, “куда-то”. Так было с детства; но это истинно детское понятие долго-долго оставалось и жило в моей душе, когда я хотел “вникнуть” в слово “небесный”. И потому относить Его в моём уме “куда-то” далеко было действительно детским делом, хотя по возрасту я уже был очень далёк от детского состояния. Читатель! а как вы привыкли представлять Его прежде? Понимали ли и переживали ли вы Его так? Вот “тут”, близ? Или и вами Он мыслился тоже “где-то далеко-далеко”? Если да, то мы с вами очень неверно позволяли себе мыслить о Нём. И это было нам духовно неполезно. Такое восприятие Бога “близ”, и в мысли и в сердце, ощущали все святые. Но на самом деле болезненность или бедность большею частью ведут нас ко многому добру. Мы в болезнях и бедности бываем и смиреннее и религиознее. А здоровье и богатство, наоборот, ведут к надменности и самонадеянности. Так можно сказать и про все земные “богатства”: ум, знание, начальство, сытость, благополучие и прочее. Соблазн Ми еси”” (Мф. 16, 23)] – распятие: власть имею отдать Мою душу и опять принять её (ср. Ин. 10,17—18). Не зная даже таких простых вещей и не понимая, к чему они ведут нас, мы бы и не должны стремиться к ним, а было бы мудрым делом возложить их на волю Божию. Бог всё знает и всё может!.. Или возьмём ещё пример о смерти. Все хотят жить и жить. Но лишь одному Богу ведомо, не лучше ли прервать нам жизнь? Примеров тысячи! Ведь цель нашей жизни не здесь на земле, а опять-таки “там”, у Него в Царствии Божием. Это опытный факт! Бог всё управляет! Даже и птичка маленькая не падает на землю без воли Отца Небесного, и волосок не срывается с головы (Мф. 7,25—32). А потому не следует и всем нам говорить и думать, что уповать на волю Божию – трудно. Нет: “бремя Мое -легко”, несомненно учит сему Господь. Да и может ли быть иначе – если мы просим Его воли, – чтобы Бог, самое Всеблаженное Естество, оставил нас на муки, а не вёл нас к блаженному бытию, как блажен и Он Сам?! Это совсем исключено! И не сойдём с этого спасительного основания. И лишь отчасти человек старается приблизить это к своему разумению. Есть знаменитая икона славного иконописца Андрея Рублева, икона Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – “Троица”, явление Троицы Аврааму в виде трех странников. Не знаю, какую идею хотел вложить преподобный великий художник Рублев, но мне сразу открылся следующий смысл. В центре восседает Бог Отец. Справа – Сын. Слева – Дух Святой. Думаю, что не грешное дерзновение руководило мною при восприятии этого смысла: в нём выражается идея – единства в Троице. У Них нет самости, и своеволия, и своемыслия; наоборот, каждое Лицо отрекается от Своей воли в пользу других, от Своей мысли в пользу прочих. Во-вторых, эта молитва самая распространенная среди христиан. Для этого оно остановилось на Молитве Господней. Во-первых, авторитетность этой молитвы исключительна: ее дал миру Сам Бог, Спаситель наш Иисус Христос.


Захария, Новичок (7), сегодня

Много смыслов в этом видении. Сказал эту притчу Господь потому, “что должно всегда молиться и не унывать”.


Азгур Измаил, Продвинутый (98), сегодня

Таково пришествие Царствия Божия в нас, в каждого из нас – в крещении. Но так как Царствие Божие очень многообразно, как выше говорилось нами, то можно нам просить в этом прошении высших ступеней его, как это мы видели в чудной беседе о. Серафима с Мотовиловым. И это ведомо нам даже по близким примерам.


Вероника Кацапурова, Оракул (991), сегодня

Что же означает это слово “приблизилось”? Следовательно, оно ещё не пришло, не наступило ещё, -даже и с пришествием Господа Иисуса Христа. Даже и по Воскресении Своём Он ещё, в продолжение 40 дней являясь ученикам, говорил им “о Царствии Божием”. А из современных нам особенно ярко мы видим это в о. Иоанне Кронштадтском. Много смыслов в этом видении. Сказал эту притчу Господь потому, “что должно всегда молиться и не унывать”.


Иванов Иван, Ученик (21), сегодня

Пришлось мне получить от одного светского человека удивительное размышление и “опытное переживание о Боге как Отце”. “Ведь мы же все созданы по образу Божию и по Его подобию”. Какая простая и святая мысль! Мы же в самом деле, по самому творению Божию, – уже чада Его, как созданные по Его образу.


Борис Истоков, Новичок (8), сегодня

Ещё воля Божия может быть познана чрез нравственные последствия: покаяние и скорби. Если же задуманное надмевает нас, возвышает, самообольщает, то – никак не принимать! Есть совесть, есть молитва, есть рассудительность, есть друг – с надеждой обратись к этим путям. И если ты даже ошибаешься в чём, но искренно и по нерассудительности своей, – Господь исправит.


Старик х@табыч, Эксперт (739), сегодня

Обычно апостол Пётр говорил от имени всех двенадцати. Но на этот раз с ними не согласен был один из двенадцати, хотя этого и не высказал: то был Иуда Искариотский. Он останется неверующим и на Тайной вечери, хотя примет “кусок”, и, конечно, съест его как простой хлеб. Но за это неверие “после этого куска вошел в него сатана” (Ин. 13, 26—27).


Кирилл Островский, Эксперт (360), сегодня

Сего сами мы, без Божией благодати, чинить не можем; того ради просим Небесного Отца, да тое милостиво нам подаст. Отсюда примечается немощь наша, что мы без Бога никакого добра не можем творить, якоже глаголет Христос: без Мене не можете творити ничесоже. Аще просим, дабы святилося и славилося имя Божие, то не должно нам нашему имени славы искать от дел добрых. Кто иначе учит или живёт, как слово Божие научает, тот имени Божия не прославляет.


Максим Постников, Новичок (9), сегодня

И внутренний дух говорит тебе: “Вот видишь, как блаженно быть в любви Божией!


Мания Ивановна, Оракул (1747), сегодня

А она была совсем не какая-нибудь великая грешница, по мнению нашему, даже была – “жизни хорошей”: чистой, богомольной, скромной, терпеливой. И это покаянное восприятие христианства так вкоренилось в русские души православные, что нам совершенно невмоготу было переносить сектантские постоянные “благодарения” “дорогому Христу”. А вполне объединится человечество после всеобщего воскресения в Царстве Пресвятой Троицы: “Да будет все едино, как Мы – едино”.


Эльвира, Продвинутый (83), сегодня

Да как же хорошо?


Арина Селезнева, Мастер (238), сегодня

Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?.. Что же чувствуете вы? – спросил меня о. Серафим. В этом суть Евангелия, или – что то же по-русски – “благовестия”.


Константин Семенов, Оракул (1286), сегодня

Поэтому, после краткого моления о Боге, о Царстве Божием Небесном, Господь обращает нас к земле, которою мы – увы, так много! – дорожим. А ведь она так коротка посравнению с бесконечною вечностью! Но об этом скажем после, в следующем отделе.


Петровна, Ученик (27), сегодня

Да приидет Царствие Твое”. Таково второе прошение. Как мы видели, прежде всего мы желаем славы для Бога, чтобы Его имя прославлялось.


Иванов Иван, Ученик (21), сегодня

Но помимо этого имя “Небесный” открывало новое понятие о Боге, как о существе святом, бесстрастном, пречистом, духовном, надмирном. До Христа Спасителя не только язычники, но даже и иудеи страдали материалистическими воззрениями. Язычники представляли богов своих человекообразно, со свойственными грешному человеку страстями. И оно потом оказалось таким простым и необходимым, что даже и невозможно думать иначе для верующего человека. В самом деле, задумаемся немного об основном вопросе религии (каких бы то ни было даже): в чём суть веры? – в Боге! Вот очевидный и обязательный ответ. Бог – всё для верующего. Ссылается Архангел на Елисавету и зачатие ею Иоанна, будущего Предтечи. Но там не дева, а замужняя, и не Бога зачала-то, а человека… Оставалось лишь верить.


x_xclusive, Мастер (129), сегодня

Ты имеешь глаголы жизни вечной: и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живаго” (Ин. 6, 66—69).


Товарищ Маузер, Мастер (116), сегодня

И “многие из учеников Его” начали между собою роптать: “какие странные слова”, кто может это слушать? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Ин. 6, 60—63).


Елена Ворник, Ученик (20), сегодня

Так научил нас молиться Сам Спаситель наш! И так будем чувствовать и молиться.


Олег Семьянов, Ученик (22), сегодня

Может быть, для евреев оно нужно было потому, что многократно они падали в склонность к идолопоклонству, к почитанию земных идолов, увлекаясь языческими верованиями и представлениями. Известно, что ещё при Моисее, в отсутствие его, на горе Синайской, они слили тельца золотого; потом много раз приносили жертвы “богам” “серебряным”, “литым”. Ещё больше это имя нужно было для языческого мира, для которого тоже предназначалась Молитва Господня. Бог – Небесный, а не живущий на земле, не земной. Может быть, для евреев оно нужно было потому, что многократно они падали в склонность к идолопоклонству, к почитанию земных идолов, увлекаясь языческими верованиями и представлениями.


Захария, Новичок (7), сегодня

Но вот иногда и умом и сердцем воспримешь это святое слово… Даже побудишь себя принять его. Ведь именно так, а не иначе, научил молиться Сам Сын Божий! Следовательно, так это есть поистине!


Мудрец, Ученик (13), сегодня

Это не относится к пришествию в мир и Самого Господа Иисуса Христа.


Эльвира, Продвинутый (83), сегодня

А потом послал людям Святого Духа, Который и стал объединять в любви человечество. И если бы мы сохранили святость крещенскую, то были бы подобны ангелам: в любви и единстве… Увы, мы грешим! И снова разрушаем своё благодатное совершенство. После нужно покаяние, чтобы опять восстанавливать потерянную святость крещения… Покаяние – второе крещение.


Чертенок Вера, Мастер (112), сегодня

А как? Она и Сама объяснить того не могла ни тогда, никогда. Так и читается Ей в акафисте: “Радуйся, Свет неизреченно родившая! Однако из этих переживаний начинаешь понимать: почему иногда Сам Бог не показывает тебе Своей любви? Опасна она для нашей слабой природы! И потому та же самая любовь принимает вид “правды”, чтобы этим вывести нас опять на путь спасения.


Эльдар, Оракул (1649), сегодня

Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся.


Арина Селезнева, Мастер (238), сегодня

В 1907 году, – пишет он, – я первый раз посетил Оптину пустынь, как-то случайно, ибо к этому не готовился. Кое-что слыхал раньше о старцах, но никогда их не видел…” Утром он направился в “хибарку” к о. Иосифу. Там был только один посетитель, чиновник из Петербурга. В скором времени пришел келейник старца и пригласил чиновника к батюшке, сказав мне: “Он давно ждёт”. Чиновник побыл минуты три и возвратился. Тогда он (чиновник) и другие видели лучи света, которые расходились во все стороны от него, молящегося”.


Максим Постников, Новичок (9), сегодня

Припоминается из истории отцов такой пример. Один подвижник не мог понять некоего вопроса.


Александр Первый, Эксперт (506), сегодня

Наступило какое-то время “пустой” веры! Еще если и “говорят” о Боге, – то Ему не молятся, точно Его и нет вообще, и для них в частности. Исчезает из жизни молитва. Надеюсь на Твое спасительное милосердие! Верю, что как-либо спасешь меня недостойного и именоваться Твоим сыном!” И избавляюсь от уныния… Лучше опасность переупования, чем малодушного страха бесплодного. Ища выхода из этих крайностей – злоупотребления отечеством и надеждой на него, не знаешь, куда же склониться? Но якорь этот все же держится на некоторой цепи – на покаянии или хоть на сознании своей греховности. Пусть и без слов и рыданий, но говорю: “Будь милостив к грешнику!


Всезнайка, Мастер (216), сегодня

Конечно, если есть у кого вопросить, спроси его. Тут уж одно то хорошо, что ты не на себя надеешься, а спрашиваешь другого.


Эльвира, Продвинутый (83), сегодня

Поводом к дерзновенной попытке написать истолкование Молитвы Господней послужило случайное обстоятельство. Мир весь запутался в неразрешимых вопросах разного рода. Все в беспокойстве и ожидании еще худших бедствий. И только что закрыл дверь своей пещеры, как ему явился ангел от Бога и объяснил непонятное.


Захария, Новичок (7), сегодня

Эти слова, кажется, не требуют особенных размышлений… Бог всегда представляется человеку живущим “на небесах”.


Елена Ворник, Ученик (20), сегодня

А что же Она? – Задала только один вопрос: “Как это может быть, если Я мужа не знаю?” – “Дух Святый найдет на Тебя…” – также совсем, совершенно непостижимо!


Маруся, Оракул (901), сегодня

Постился – не было в душе. Тогда он решил сходить к ближайшему старцу.


Федор Вирин, Ученик (12), сегодня

А если таких не видно? Спроси и не у святого, а только “не оставайся один” – говорит епископ Феофан Затворник (см. его книгу “Что нужно покаявшемуся и вступившему на путь спасения?”).


x_xclusive, Мастер (129), сегодня

Всё равно, и о мне грешном Он печётся… И не больше ли, чем о 99 праведниках!


Иван Ануфриев, Продвинутый (38), сегодня

Едва ли из тысячи людей найдётся один человек, который бы не хотел этого или отказывался от него, когда тому представляется возможность.


Захария, Новичок (7), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Валентин Волькин, Ученик (25), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Вероника Кацапурова, Оракул (991), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Семен Демченко, Эксперт (533), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Надежда Белявская, Новичок (2), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Олег Семьянов, Ученик (22), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Максим Постников, Новичок (9), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Оленька Бусаева, Мастер (212), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Борис Истоков, Новичок (8), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Азгур Измаил, Продвинутый (98), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Александр Шереваев, Оракул (827), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Зайка, Оракул (1187), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Вероника Кацапурова, Оракул (991), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Товарищ Маузер, Мастер (116), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Старик х@табыч, Эксперт (739), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Семен Демченко, Эксперт (533), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Oksana Golovataya, Продвинутый (76), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Аннушка, Продвинутый (50), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Аннушка, Продвинутый (50), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Исак Абель, Эксперт (722), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Звездная Фея, Ученик (27), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Иван Блинов, Продвинутый (53), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Адольф, Эксперт (524), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Федор Вирин, Ученик (12), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Иван Блинов, Продвинутый (53), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Иванов Иван, Ученик (21), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Байт Кило, Новичок (9), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Амелия, Мастер (201), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Иванов Иван, Ученик (21), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Анна Савельянова, Оракул (818), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Елена Ворник, Ученик (20), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Игорь Кактусов, Ученик (18), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Зайка, Оракул (1187), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Алеся Ковчарова, Новичок (7), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Мания Ивановна, Оракул (1747), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Анна Савельянова, Оракул (818), сегодня

В этом самом наименовании – Отцом – уже кроется смиренное и покаянное настроение.


Похожие вопросы:

Добавить комментарий