Кто такая Мурка: Учетная карточка капитана Климовой: Исторический шок: Мурка из песни была секретным

Старик х@табыч, Новичок (8), 7 дней назад

Кто она такая, Маруся Климова? Предательница, которая «зашухарила малину»? Исследователь и журналист Андрей Калитин провел расследование. Оказывается, героиня «Мурки» была секретным агентом уголовного розыска. Мурку» часто называют едва ли не самой популярной песней ХХ века в нашей стране. До сих пор многие считают, что это плод народного творчества. На самом деле у стихов и музыки были авторы, однако по вполне понятным причинам при исполнении столь «криминальной» песни со сцены их фамилии предпочитали не называть.

6 ОТВЕТОВ:
x_xclusive, Эксперт (361), 6 дней назад


fedorovsky, Новичок (9), 6 дней назад

Кто был автором песни? Кто придумал историю о предательнице блатного мира «Мурке в кожаной тужурке»? Правда ли, что в основу шлягера положена реальная криминальная история? В пометках к тексту песни аноним сообщил, что «впервые услышал её в 1919 году в Одесском исправдоме». То есть мелодия «Мурки» гораздо старше слов, да и сама героиня не сразу стала Муркой. Константин Паустовский в «Повести о жизни» рассказывает, как во время Гражданской войны ехал в поезде из Киева в Одессу. В другой части книги Паустовский снова вспоминает загадочную Любку: «Почти все местные песенки были написаны безвестными одесситами. В самом начале 20-х годов промышляла в Одессе банда Владимира Кучеренко – симпатичного молодого человека, который вместе с подельниками грабил и убивал без разбору. Дорогие украшения, которые попадали в руки бандитов, Кучеренко дарил любовнице – Любке-цыганке. Милиция долго пыталась выйти на банду, но безуспешно. И вот однажды, во время облавы на воровской притон, один из стражей порядка увидел на руке красавицы Любки редкий драгоценный перстень. Именно такой накануне был снят с убитой бандитами одесской акушерки. Любку с перстнем повязали, допросили и выяснили, где, когда и от кого она получила ценный подарок. Как мы отлично знаем из фильма «Место встречи…», работники уголовного розыска предложили Любке сыграть по их правилам в обмен на свободу. Дальше – не по сценарию. Вместе с милиционерами Любка-голубка пошла в притон на Молдаванке. Вместе со съёмочной группой вор-рецидивист разъезжал по югу страны. Карьера актёра была для него и подельников-бандитов, работавших техниками на киноплощадке, своеобразным прикрытием. В 1927-м Кучеренко расстреляли и, разумеется, вычеркнули из титров фильма. Но в память о предательнице Любке одесситы сложили на мотив известной песенки текст про «Любку-голубку». На мотив «Любки-голубки» уже в 1934 году советский поэт Ярослав Смеляков (позднее репрессированный) написал знаменитое стихотворение «Любка». Строки Смелякова потом многие принимали за классический текст блатной песни. Благодаря этому тексту полумифическая Любка вдруг приобрела конкретные черты и даже фамилию. Прототип героини – Любовь Саввишна Фейгельман, приятельница Смелякова, писательница и театровед. Поэтому наиболее крупные операции планировались в Москве.


Тимур, Оракул (1906), 5 дней назад

Но легавый знал, когда прийти. И на «чёрном» всех нас увезли. Всем он нам по делу навязать. Кунцево – район Москвы. Большая Садовая – центральная улица Ростова-на-Дону, одна из старейших и красивейших. А в 1920–30-х годах на ней во множестве водились притоны, шалманы, хазы да малины. Но всё же, изучая самые разные варианты песни, сегодня можно точно сказать, что исходный текст появился в Одессе. Многие исследователи даже точно называют имя создателя первотекста «Мурки». Родился в Киеве, после революции долгое время жил в Одессе, работал в газете «Одесские известия», дружил с Ильфом и Петровым, старшим Катаевым, Паустовским. В середине 20-х переехал в Ленинград, где активно писал пьесы, фельетоны. Разумеется, Ядов хорошо знал истории многочисленных одесских Мурок, был в курсе и подвига Маруси Климовой, и героического преображения Марии Евдокимовой из Ленинграда. На основе всех этих событий он якобы и создал первый текст «Мурки». Однако сам Ядов никогда не упоминал об этом. Он и так всю жизнь ходил «на прицеле» у органов. Опасаясь репрессий и гонений, Ядов тщательно скрывал авторство многих своих криминальных эпосов. А уж «Мурка» счастья бы ему точно не принесла. В отличие от многих своих друзей и коллег, Ядов избежал ареста. Его, пожилого, больного, вынужденного жить в нищете, просто убивали словом. Это с удовольствием делали советские критики. Миллионы людей с трагической судьбой так или иначе проецировали сюжет этой песни на себя, потому что в остроге любовь переживается острее. Наверное, поэтому почти все блатные песни – о любви. Их поют не только романтики в тюремных застенках и малинах, их поют на кухнях коммуналок, в шикарных ресторанах и особняках олигархов. Мурку» пели великие исполнители – Константин Сокольский, Владимир Высоцкий, Борис Рубашкин, а сегодня её поют «Хор Турецкого», Николай Басков и совсем молодые звёзды. Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая».


Мудрец, Эксперт (347), 4 дня назад

Кто слыхал в Одессе банду из Амурки? И всегда сидели в Губчека. Маша», «машка», «маруха» на фене и значило «любовница». В своих мемуарах участник белогвардейского движения Василий Шульгин писал, что в 1919 году «одесская чрезвычайка получила из Москвы 400 абсолютно верных и прекрасно выдрессированных людей». Дело в том, что местные власти, изнурённые борьбой, голодом и разрухой, не могли справиться с преступностью в городе – сил не хватало. Вот и присылала Москва солидные подкрепления. Так в 1922 году в городе появилась агент МУРа Мария Климова. Перед ней поставили непростую задачу: стать подругой крёстного отца одесской мафии – злодея по кличке Бриллиант. Этот душегуб, сменивший легендарного Мишку Япончика, любил красивых женщин. Марии Климовой быстро удалось стать его фавориткой, но между делом она по заданию Центра «прорабатывала» ещё и симпатичного молодого налётчика Червеня. Создался не предусмотренный уголовным розыском любовный треугольник. По одной из легенд, Бриллиант в приступе ревности то ли застрелил, то ли зарезал Климову. На основе этой истории и была сложена «Мурка – Маруся Климова, прости любимого». По другой же легенде, красавица Мария не только влюбила в себя всю одесскую криминальную верхушку, но и, в силу своего обаяния, стала королевой, лидером воров и мокрушников. Мурка, ты мой котёночек. Мурка, Маруся Климова, прости любимого! Много стало наших пропадать. Чтобы за измену покарать. Мы зашли в шикарный ресторан. Прийти в кожаной тужурке в ресторан значило полностью выдать себя – их носили только и исключительно московские чекисты. Но влюблённые уркаганы, видимо, даже на эту явную деталь не обратили внимания – так сильна была Муркина харизма! Впрочем, сцена в ресторане могла быть всего лишь фантазией. Зато сегодня известно доподлинно, что операция по ликвидации Бриллианта с участием героической Маруси Климовой прошла успешно. И, несмотря на серьёзное ранение, девушка выжила. Недавно были рассекречены материалы Главного информационно-архивного Центра МВД России, и в них удалось найти учётную карточку сотрудницы МУРа Марии Прокофьевны Климовой, 1897 года рождения. Личное дело, к сожалению, было в целях секретности уничтожено. Согласно записям из архивов, Мария Климова уволилась из милиции в 1952 году в звании капитана МВД в возрасте 55 лет, то есть просто ушла на пенсию. Она скончалась совсем недавно. К преступному миру эта женщина не имела никакого отношения, хотя, будучи знакома с советскими деятелями искусства, хорошо знала, что такое застенки. Для «зачистки» криминальной верхушки в Одессу была направлена опергруппа из Москвы. Легенда прорабатывалась около полугода, и основным действующим лицом в ней стала Мария Климова, которой нужно было внедриться в банду и влюбить в себя ее главаря по кличке Бриллиант. Если обратиться к строкам «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган», то становится ясно, что автор песни знал истинное лицо героини. В то время обычные, и тем более, воровские девушки не носили облачение, типичное для представителей ЧК, и наган в придачу. Учетная карточка Марии Климовой. Фото: jewishnews.com.ua. Московский уголовный розыск (МУР) образовали в 1918 году. За пару лет он успел показать свою эффективность. После Октябрьской революции в городах процветал бандитизм.


Анна Савельянова, Эксперт (250), 4 дня назад

Когда происходили эти события? Ищем в тексте новые подсказки. Очередная из них обнаруживается в конце первого куплета: «…и за ней следила Губчека». И еще одна зацепка к разгадке «муркиных секретов». Упомянутый в песне факт слежки может иметь особый смысл. А что, если ГубЧК курировала действия «банды», состоящей из сотрудников МУРа и приехавших в Одессу для наведения пролетарского правопорядка? В архивах МВД России сохранились сведения о секретных операциях начала 1920-х. Из этих документов можно узнать, что в Одессу из Москвы было отправлено несколько специальных оперативных групп сотрудников ЧК и МУРа — как в форме, так и в штатском. Интерес руководства Лубянки к этому городу был не случаен. Одесса — крупнейший морской порт, через который идут грузы из Европы. Здесь в ту пору процветала контрабанда, «трудились» фальшивомонетчики всех мастей, появились наркопритоны, которыми заправляли китайцы. В районе орудовало до 30 хорошо вооруженных банд. Вдобавок в Одессе действовала махновская подпольная ячейка. Возвращение отрядов окрепшего после краткого отдыха за кордоном Нестора Махно на юг Украины реально можно было ожидать в середине 1922-го. Сценарий этой операции прорабатывался в Москве около полугода. В итоговом варианте он предполагал, что в Одессу отправится «группа гастролирующих бандитов», костяк которой составят самые опытные оперативники МУРа во главе с чекистом Бергом. Руководители ЧК, впрочем, прекрасно понимали, что появление в Одессе такой залетной банды может привести к настоящей «гражданской войне». В городе действовало несколько крупных группировок, образовавших своеобразную воровскую концессию. Это была даже не деталь, а целый персонаж. Существование подобного персонажа в бутафорской «банде из-за МУРа» выглядело вполне логичным: женщина в криминальных группировках того времени не являлась чем-то уникальным. Такая представительница слабого пола — как правило, красивая и обольстительная — могла быть крупной мошенницей, карточным игроком, карманницей… Чаще всего при этом она являлась подругой лидера. Что-то уже совсем далеко мы ушли в разговоре от самой песни… А вдобавок еще и этот небрежно спрятанный под одеждой револьвер… Зачем же понадобилась такая профанация? Или это был прокол организаторов спецоперации? Во-первых, кожанки тогда носили не только чекисты. А во-вторых, что более важно, девушка именно в таком крутом наряде могла пробудить у окружающих интерес. Ведь задача Мурки в этом первоначально и состояла — привлечь внимание местной «братвы» к себе и к своей группе переодетых чекистов. Легенда ей была придумана такая, что наверняка могла внушить страх даже видавшим виды одесским уркам. Московская оперативница всем в Одессе представлялась своим настоящим именем — Маруся Климова. И лишь главарям бандитов говорила — якобы по секрету — о том, что на самом деле она Марго Дмитриевская. История жизни этой знаменитой в то время преступницы не изобилует фактами. Известно, что отца Маргариты, одесского инженера, дворянина, убили в 1919-м чекисты. После этого она переехала жить в печально известный бандитский район, который называли Сахалинчик. По поводу дальнейшего в Одессе ходили разные слухи. Согласно одному из них, Дмитриевская связалась с Нестором Махно, ушла с ним и его отрядом в леса, а потом они вместе перебрались за кордон. Согласно данным, которыми располагала ЧК, настоящая Марго вместе с батькой скрывалась в то время где-то в Румынии. В Москве знали, что Махно со своим отрядом планирует вернуться в Одессу. По сообщениям осведомителей, такой его визит планировался на лето 1922 года. Потому руководители ЧК, поверившие в достоверность именно этой информации, торопились. Они хотели под видом подруги Махно внедрить Мурку (агента Климову) в криминальный мир Одессы. Согласно ей Марго вскоре после смерти отца оказалась жертвой насильника — над ней надругался вор по кличке Харлашка (Харлампий Антонов). Не выдержав тяжкого испытания, девушка попала в психушку, откуда ее позже увезла глухонемая тетка. А потом Маргариту взяла под свою опеку и «воспитание» бандерша Клава по прозвищу Гусыня. Как раз такой вариант биографии Дмитриевской и оказался ближе к истине. И это поставило под угрозу все хитроумные разработки оперативников. Чекисты даже не предполагали, что настоящая Марго находится вовсе не в Румынии вместе с Махно, а живет неподалеку от Одессы! Суперагент Мурка провалилась? Поэтому о приключениях Маруси Климовой точной информации пока нет. А текст Якова Ядова заканчивается словами главаря банды, обращенными к Мурке: «…И за это пулю получай». Местные краеведы со стажем помнят, что в Одессе долгое время гуляли слухи про девушку Мурку, у которой на самом деле был двойник. Если это так, которая же из двух Мурок тогда погибла? Криминальная барышня Марго Дмитриевская или ее двойник, агент ЧК Мария Климова? В городе тогда говорили, что она очень похожа на Мурку и при жизни играла роль двойника чекистского агента. На самом деле все наоборот: не двойник-копия, а оригинал. Изучив доступные на сегодняшний день материалы, могу с уверенностью сказать: этой похороненной и была Марго Дмитриевская. Рыжие волосы, татуировка на плече в виде кленового листа… Аббревиатура КЛЕН расшифровывалась в уголовном мире следующим образом: «Клянусь Любить Его Навеки». Но откуда у вас такая уверенность в идентификации личности? В материалах Главного информационно-архивного центра МВД России мне удалось найти сохранившуюся там учетную карточку личного дела одной сотрудницы МУРа. Вот эта карточка, она публикуется впервые. Как объяснили специалисты, личное дело агента, работавшего по особо секретной «легенде», подлежит уничтожению либо после его смерти, либо по истечении срока давности хранения документов об операции. Скупые сведения, содержащиеся в учетной карточке, позволяют все-таки сделать несколько важных выводов.


Похожие вопросы:

Добавить комментарий